Проверка качества темперации

Проверка качества темперации

(С акустическими примерами темпераций)

 

              Эту статью создал Цыганчук Геннадий, являющийся автором данного сайта для того, чтобы не быть  голословным, продвигая и объясняя терцово-секстово-аккордовую технику акустической настройки пианино и роялей. Данная статья адресована настройщикам-профессионалам.

Август 2018 года.

          Давно уже надо было опубликовать нечто подобное…

В конце данной статьи я предоставил несколько аудиозаписей своих темпераций (так называемый – «круг», или формирование акустической настройки). Данную работу я производил на разных инструментах по классу и мензуре. Тем самым хочу отметить, что используя другую логику мышления и специфичный план темперации, хорошо и правильно можно настроить любой инструмент. Конечно, невысокие и короткие инструменты настраивать сложнее, но все же и  их также можно настроить с высокой степенью точности. Полистайте и послушайте аудиозаписи. Я рискнул и опубликовал темперацию даже на кабинетном рояле «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ».

          Бытует мнение среди нас настройщиков, что проверить темперацию можно, проиграв кварто-квинтовый круг в медленном темпе, в диапазоне между ля-малой и ля-первой октавы. Так называемый «классический диапазон». Да, конечно, так можно проверить темперацию, но при этом можно услышать и оценить кварты с квинтами лишь тембрально, отвечая на вопросы. В пределах нормы они оттемперированы или нет? Не слишком ли заужена или расширена та или иная кварта с квинтой? На этом и ограничиваются возможности такой проверки темперации. При таком подходе нет возможности проверки постепенного ускорения или замедления одноименных интервалов.

          Объясню подробнее.

Любому настройщику-профессионалу известен такой закон звучания правильно настроенного (оттемперированного) инструмента. С постепенным повышением любого одноименного интервала на 0,5 тона, биения данного интервала должны очень постепенно увеличиваться или ускоряться. Также с постепенным понижением любого одноименного интервала на 0,5 тона, биения должны постепенно уменьшаться или замедляться. Вопрос. Как можно проверить «классическим приемом» качество настройки в таком аспекте? Ответ — никак. Потому что, кварты с квинтами при такой проверке чередуются друг с другом по очереди, и проверить ровность параллельных одноименных интервалов просто невозможно. При такой проверке звучит простой, перемешанный между собой, набор кварт и квинт. Вот именно поэтому предлагаемые аудиозаписи проверки темперации построены таким образом, чтобы с одного проигрывания можно было услышать как можно больше о данной конкретной темперации.

          Объясню как.

          Убежден по опыту, и я в этом не одинок, что акустическая настройка или темперация легко, доступно и качественно проверяется путем проигрывания и прослушивания одноименных интервалов в восходящем или нисходящем движении, при этом в достаточно спокойном и даже лучше в очень медленном темпе. Проигрывая, таким образом, хорошо слышна ровность биений во всех проигрываемых в данный момент одноименных интервалах, что является высоким качеством акустической настройки инструмента. Также  хорошо слышны и отличия биений во всех проигрываемых в данный момент  в рядом находящихся одноименных интервалах, что является признаком неравномерности темперации и наличии ошибок или отклонения от нормативов в данной темперации.

           Также всем настройщикам известно, что проигрывая данным образом интервалы, с постепенным повышением на 0,5 тона интервалы должны очень постепенно ускорять или учащать свои биения, а с постепенным понижением на 0,5 тона биения должны становиться все реже и реже.

          Ровность темперации можно также проверять, проигрывая любые одноименные аккорды из 3-х звуков по 0,5 тона вверх или вниз внимательно вслушиваясь в их вибрации. Это мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды, кварт-секстаккорды и прочие любые аккорды в любом расположении (в узком или широком). Рядом находящиеся аккорды по своей внутренней вибрации при проигрывании данным образом, должны звучать как близнецы, что также является признаком правильной, т.е. равномерной темперации.

В подтверждении того, что я не одинок в данной точке зрения, я приведу в качестве примера по этому вопросу мнение авторитетного мэтра в нашей деятельности господина Яновского А. В.. Он опытный акустический настройщик, регулировщик, интонировщик и реставратор пианино и роялей. Помимо этого он профессиональный инженер, изобретатель, всю жизнь занимался акустикой. Изобрел много приспособлений для ремонта инструментов и регулировки клавишного механизма. Написал много книг по различным аспектам нашей профессии. Он формирует свою темперацию между нотами «ре»- малой октавы и «ре»- первой. Вот его слова: «Существует два критерия, по которым определяют правильность акустической настройки музыкальных инструментов с РТС. Первый. Плавность нарастания или снижения темпов биений в звучании хроматически последовательных одноименных интервалов.  Будь это кварты, квинты, терции малые и большие, сексты малые и большие, децимы, септимы и т.д. Второй. Акустическая чистота октав. (Полное отсутствие биений или как можно более незаметная и очень медленная волна). Если при проверке инструмента вы слышите соблюдение этих двух пунктов, значит вы имеете дело с хорошей темперацией.» Преимущество формирования темперации ниже классического диапазона в том, что на более длинных струнах негармоничность обертонов меньше. Далее. Более длинные струны звучат дольше, что дает больше времени для нахождения и фиксации необходимых биений. Это, повторю, заключение мэтра в нашей профессии.

Получается так, что понижение области темперирования дают только преимущества. Я (автор) того же мнения.

В ниже представленных образцах темперации для контроля качества темперации используются такие интервалы, как большие терции — Б3, малые терции — М3, большие сексты — Б6, малые сексты — М6, кварты — ч4, квинты — ч5, которые продемонстрированы по очереди и проигрываются снизу вверх по 0,5 тона. Также используются мажорные трезвучия и мажорные кварт-секстаккорды. Данные темперации сформированы между нотами «фа»- малой октавы и «фа»- первой октавы, либо между «ми»- малой октавы и «ми»- первой октавы. Убежден по личному опыту, что именно в этой тесситуре, формируя «круг», особенно хорошо прослушиваются и главное удобно корректируются при практической настройке инструмента высоко-частотные интервалы, это терции и сексты. Так считают практикующие настройщики, которые активно используют в своей настройке не только кварты, квинты и октавы, но еще терции с секстами и любые другие часто вибрирующие интервалы, для достижения максимально хорошего качества равномерной темперации и как следствие хорошей акустической настройки инструмента.

          В представленных аудиозаписях интервалы и аккорды проигрываются снизу вверх с достаточно долгим по длительности звучанием каждого интервала и аккорда. Это сделано для того, чтобы у любого слушателя (даже малоопытного) была возможность четко и ясно услышать биения в любом интервале, а также, чтобы была возможность сравнить биения и услышать их постепенное ускорение в одноименных интервалах, особенно в терциях и секстах.

          Технический совет. Если динамики Вашего компьютера не озвучивают запись достаточно громко и понятно, тем самым затрудняя прослушивание вибраций интервалов и аккордов, то воспользуйтесь наушниками. Они помогут услышать все необходимые интервальные биения и аккордовые созвучия.

          Итак, образцы темперации.

 

1. Проверка темперации на пианино ЭЛЕГИЯ.

 

2. Проверка темперации на пианино PETROF

 

3. Проверка темперации на концертном рояле ЭСТОНИЯ.

 

4. Проверка темперации на кабинетном рояле КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ.

 

5. Проверка темперации на пианино ЭЛЕГИЯ.

 

6. Проверка темперации на кабинетном рояле.

 

.Уважаемые коллеги!

Если у Вас возникнет желание услышать другие контрольные интервалы, для проверки ровности темперации, то я готов откликнуться.

С уважением.

Геннадий.


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: