Проверка качества темперации. (С акустическими примерами темпераций.)

Проверка качества темперации.

(С акустическими примерами темпераций.)

Данная статья создана, для того, чтобы автору сайта не показаться  голословным, продвигая и объясняя терцово-секстово-аккордовую технику акустической настройки пианино и роялей. Давно уже пора было это сделать. В конце данной статьи  я опубликовал несколько аудиозаписей своих темпераций (так называемый – «круг»),  на разных инструментах по классу и мензуре. Тем самым я хочу сказать, что используя данную технологию акустической настройки  и специфичный план темперации, хорошо можно настроить любой инструмент. Конечно, невысокие инструменты настраивать сложнее, но все же и  их также можно настроить с высокой степенью точности.

Любому настройщику профессионалу известно, что темперация легко и доступно проверяется путем проигрывания одноименных интервалов в восходящем или нисходящем движении в достаточно спокойном, даже медленном темпе. Проигрывая, таким образом, хорошо слышна ровность одноименных интервалов. Также  хорошо слышны отличия в рядом находящихся интервалах, что является признаком неравномерности темперации и наличии ошибок в данной темперации. Также известно, что проигрывая таким образом, с постепенным повышением на 0,5 тона интервалы должны очень постепенно ускорять или учащать свои биения, а с понижением на 0,5 тона биения должны становиться все реже и реже. Ровность темперации можно также проверять, проигрывая любые одноименные аккорды из 3-х звуков по 0,5 тона вверх или вниз. Это мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды и кварт-секстаккорды. Рядом находящиеся аккорды по своей внутренней вибрации должны звучать как близнецы.

В ниже представленных образцах темперации для контроля используются такие интервалы, как большие терции — Б3, малые терции — М3, большие сексты — Б6, малые сексты — М6, кварты — ч4, квинты — ч5, которые продемонстрированы по очереди по 0,5 тона и проигрываются снизу вверх. Также мажорные трезвучия и мажорные кварт-секстаккорды. Данные темперации  сформированы между нотами «фа»- малой октавы и «фа»- первой октавы, либо между «ми»- малой октавы и «ми»- первой октавы. Убежден, что именно в этой тесситуре особенно хорошо прослушиваются и главное удобно корректируются высоко-частотные интервалы, это терции и сексты. Так считают практикующие настройщики, которые активно используют в своей настройке не только кварты с квинтами, но еще  и терции с секстами.

В представленных аудиозаписях интервалы и аккорды проигрываются снизу вверх с  достаточно долгим по длительности звучанием каждого интервала и аккорда. Я это сделал для того, чтобы у любого слушателя (даже малоопытного) была возможность четко и ясно услышать биения в любом интервале, а также, чтобы  была возможность сравнить биения и услышать постепенное ускорение биений в одноименных интервалах, особенно терций и секст.

Технический совет. Если динамики Вашего компьютера не озвучивают запись достаточно громко и понятно, тем самым затрудняя прослушивание вибраций интервалов и аккордов, то воспользуйтесь наушниками. Они помогут услышать все необходимые интервальные биения и аккордовые созвучия.

И так.

Образцы темперации.